Телепроект "Неизвестный Штефан" открывает малоизвестные страницы жизни и деятельности "последнего крестоносца Европы" - молдавского господаря Штефана Великого. В годы его правления Молдова стала известна всему христианскому Западу и мусульманскому Востоку.
Съемки документального фильма проходили в Греции, Украине, Румынии и Молдове.
Но перейдем к главному - к сюжету. XV век. Христианский мир стонет под натиском Османской империи. Пали Болгарское и Сербское царства, не стало православной Византии. Заступник появляется не-ожиданно. Просвещенный мир знакомится с правителем небольшого государства Молдова Штефаном.
Журналистское расследование приводит в Грецию. Сюда, на гору Афон, бежали многие православные с завоеванных земель. Духовная власть Афона настолько велика, что поддерживать особые отношения со святой горой обязаны все православные монархи. Но после того, как под ударами Османской порты пали великие империи, остался один человек, способный принять на себя эту миссию. Так начинается история взаимоотношений Молдовы со святой горой.
Штефан щедро жертвует афонским монастырям, дарует им земли в самой Молдове. Один пример: до 1917 года Каприянский монастырь был собственностью афонского монастыря Зограф. В одном их самых больших и старейших афонских монастырей, в Ватопеде, Штефан построил трапезную и башню, в которой расположена монастырская библиотека. В музее Ватопеда - оригиналы средневековых молдавских грамот, еще фрагмент древнего барельефа, изображающего Штефана.
Другой монастырь - Зограф - когда-то был до основания разрушен, восстанавливал его от фундамента Штефан. Леон Шимански, доктор истории из Румынии, специалист по средневековой истории и периоду правления Штефана Великого, рассказывает, что для того, чтобы восстановить Зограф, Штефан даже прервал строительство своей будущей усыпальницы - монастыря Путна.
В монастырской библиотеке среди бесценнейших раритетов - четвероевангелие, подаренное Штефаном монастырю. А в ризнице монахи хранят одну из главных реликвий, связанных с именем молдавского господаря, - его боевое знамя, которое здесь называют иконой.
Болгарский археолог Георгий Атанасов, специалист по средневековой истории, занимаясь исследованием культа Святого Георгия на Афоне, обращает внимание на то, что продолжение византийской иконографии после краха Византии, возрождение культа святого Георгия он находит именно в Молдове. Георгий Победоносец изображен на боевых стягах Штефана.
В румынском монастыре Воронец можно полюбоваться на одну из удивительных фресок: Святой Георгий и Штефан - у небесного престола. Святой обнимает молдавского господаря и как бы представляет его Христу. Ни до, ни после в иконографии подобный мотив не встречался. Другие следы Стефана ведут в Крым. Его дипломатия здесь очень активна: молдавский господарь понимает, что если падет Крым, то турецкому войску открывается прямой путь на Молдову.
Штефану удается создать здесь антиосманскую коалицию. Но это не все: в стремлении стать защитником православия не только де-факто, но и де-юре он женится на мангупской княжне Марии, наследнице двух самых знатных в православном мире родов - болгарского Асеней и византийского Палеологов. Брак, заключенный исключительно по геополитическому расчету. Он берет на себя трудную обязанность защиты восточного христианства Европы от мусульманской опасности. Но ставленник Штефана, брат Марии Александр, попадает в западню, и турки врываются в Мангуп - последний оплот христианства в Крыму.
Молдова остается один на один с врагом. Ни один из союзников ненадежен. Соседняя Валахия, вопреки логике вещей, не раз предает Штефана. Но он продолжает упорно воевать, одерживая победы, параллельно пытаясь найти союзников по всей Европе.
25 января 1475 года он сообщает всем правителям в Европе о своей победе над турками при Васлуе и предлагает христианским странам объединиться, чтобы противостоять османской экспансии. К сожалению, его не поддерживают. Римский папа ограничивается ободряющими словами.
Штефан так и не стал императором, ему так и не удалось до конца защитить христианство, подытоживает автор. Но Штефан велик тем, что сотворил Молдову. Страну, в которую афонский старец Паисий Величковский отправился, чтобы воочию увидеть Третий Рим.