Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Черно-белое кино
Чаще всего с экранизациями получается так, что сначала я читаю книгу, потом смотрю фильм. К сожалению, книгу Кэтрин Стокетт я еще не прочла, но это дело поправимое. Во всяком случае, фильм очень настырно побуждает меня к этому.
Тема фильма – расовая дискриминация в Америке, судя даже по комментам здесь, многим опостылела, вполне понятно почему: ее слишком много, она зачастую сопровождается зубодробительным пафосом, она нам просто не близка географически.
Лично у меня, она отторжения не вызывает. Мое поколение еще застало эру советской пропаганды. В детстве мы все читали Хижину дяди Тома, и знали, что в Америке подлые капиталисты угнетают несчастных негров. Все. Дальше этого общепризнанного факта дело не шло, деталями пропаганда редко заморачивается.
Теперь принято посмеиваться над «глупой» американской политкорректностью и именованию людей черной расы афроамериканцами. Помнится, Задорнов, который неравнодушен к американцам в частности, а вообще неравнодушен к Путину и американцам, развил этот эвфемизм и в отношении американок, но почему-то это было не смешно, мне, по крайней мере.
Многие книги и фильмы, прочитанные и просмотренные уже во взрослом возрасте, убедили меня в том, что использование лингвистического выкидыша «афроамериканец» - это весьма скромная плата за рабство, сегрегацию и дискриминацию. В этом году фильм «Прислуга» занял место в этом ряду.
В центре повествования небольшой город в штате Миссисипи (южный штат!). Несмотря на название, в фильме поднята не столько проблема отношений хозяев и слуг, как в Госфорд-Парке, к примеру, как именно белых хозяек и черных служанок. В принципе, в фильме попытались немножко развить тему дискриминации, введя в фильм персонаж Джессики Честейн, которая, будучи из низов, выходит замуж за богатого, но остается парией для местного бомонда, но эта сюжетная линия развивается и заканчивается немного невнятно.
К слову сказать, бомонд представляет собой слет очень юных, очень добропорядочных и …очень недалеких домохозяек в радужно-прекрасных отглаженных платьях (во всех последних фильмах о 60-х, которые я видела, художники по костюмам вдохновляются, по-моему, исключительно образами из рекламы моющих средств того времени).
Итак, о персонажах, исключительно женских, потому что мужских мало, и они намеренно вторичны. Центром тяготения местного элитного клуба является Хилли Холлбрук – основная злодейка, которую играет Брайс Даллас Ховард. И, хочу я вам сказать, эта злодейка - просто злодейски злодейская злодейка. Хилли спесива, себялюбива, лицемерна, злопамятна, она шпыняет прислугу, подруг и близких родственников, требует отдельных кабинетов задумчивости для негров, выгоняет одну служанку на улицу во время торнадо и засаживает в тюрьму другую. В общем, авторы какие пороки вспомнили, теми и наделили до кучи отрицательную героиню. Образ получился гротескный и надуманный, градус стервозности примерно как у Миранды Пристли из «Дьявол носит Прада», но, в отличие от Мерил Стрип, Брайс Даллас Ховард его не вытягивает. В «Таинственном лесе» она была куда как убедительнее. Виола Дэвис, номинированная на Оскара, сыграла неплохо, но, на мой вкус, слишком сдержанно. Эмма Стоун уже второй раз ставит меня в тупик. Роль Скитер ей очень подходит – угловатой, недолюбленной красивой мамой девочки, отчаянно пытающейся плыть против течения, но в конце концов избирающей самый легкий путь – уехать. Какая актриса из нее получится я пока не знаю, но следить за ее карьерой буду точно. Маму играет Элиссон Дженни, которая часто играет чью-нибудь маму (Джуно, Лак для волос), но, надо отдать ей должное, делает это разнообразно. В «Прислуге» это бывшая южная красавица, с прямой до невероятия спиной переносящая свой рак, не разглядевшая в дочери неограненный бриллиант и пошедшая на сделку с собственной совестью, жертвуя чернокожей няней, вырастившей ее и ее дочь, ради положения в обществе. Джессика Честейн – неплохо, удалось противопоставить свой персонаж образам добропорядочных до стерильности жен, но не скатиться к вульгарности. Вишенкой на торте для меня стала игра Октавии Спенсер – уволенной служанки Хилли и голливудского ветерана Сисси Спейсек – мать Хилли. И если вторая не удивила своим отличным исполнением, то первой аплодирую стоя. Великолепная характерная актриса. Я ее в Липучке приметила. Мимика, язык тела, интонации – просто вкусная актерская игра.
В общем и целом фильм мне понравился, хотя он не идеален. Выбранный легковесный стиль подачи истории является одновременно и достоинством и недостатком фильма. Больше всего прониклась тремя сюжетными линиями – отношениями трех пар персонажей: Скитер с матерью, Минни и Силии, Эйбиллин с ее маленькой воспитанницей. Непонятно, зачем была введена романтическая линия со Скитер, рефреном прозвучавшая: ПРОГРЕССИВНАЯ ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВА В ОТНОШЕНИЯХ. Не верю, ну, разве что, в 60-х.
Многих шокирует и отвращает эпизод «страшной» мести Минни. Как по мне, так без него фильм бы смотрелся совсем уж выхолощенным и глянцево-плоским. Согласна, однако, что можно было выбрать и другой ход, но это претензия к Кэтрин Стокетт и ее фантазии. Кстати, насчет фантазии, не советую ссориться с официантами в ресторане.
Написала много, извините, но написать мало о предмете, меня интересующем, не умею. Традиционно завершу свое словесное недержание оценкой фильму 8 из 10.
Полезная рецензия? Да / Нет13 / 3

Вернуться к фильму