Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Гарри Поттер и Женщина в черном или слово в защиту Дэниела Рэдклиффа.
Пройти мимо Женщины в черном для меня было невозможно. Очень люблю мистические триллеры в ретро-стиле. Ретро почти во всех случаях автоматически поднимает на новый уровень фильмы данного жанра , т.к. требует усиленного внимания со стороны всех участников съемочного процесса. Это неуловимый знак качества, который добавляет некую изюминку и стильность к удушливой атмосфере саспенса, повышающей адреналин в крови, причем, не важно, какие годы или века взяты за основу. Вершиной жанра считаю фильмы «Имя розы» и «Другие». Хотя, можете мне возразить, что первый - больше детектив, но грань порой так неуловима, а фильмы, снятые на стыке жанров – почти гарант, как минимум, интересного времяпровождения.
В этом году удалось посмотреть сразу четыре фильма в заявленном жанре: французский Кошмар за стеной, Пробуждение, почему-то переиначенное в Экстрасенса российскими прокатчиками, которые, видимо, самые суровые в мире, Ворона с Джоном Кьюсаком и Женщину в черном.
Первый - действительно кошмар, но не оттого что страшно, а страшно нудно, останавливаться на нем не буду – все высказала в комментариях к фильму. Второй можно посмотреть один раз. Третий – тема для отдельной рецензии, здесь же речь о четвертом.
Итак, первое, на чем остановлюсь – актеры и персонажи. Безусловно, подбор актеров был произведен с упором на популярность Рэдклиффа. Никаких голливудских мастодонтов здесь больше не наблюдается (фильм английский), что положительно сказалось на распределении бюджета картины в пользу декораций и костюмов. В выборе амплуа Рэдклифф весьма ограничен из-за своей внешности мужчины-мальчика. У него та же проблема что и у Элайджи Вуда и Майкла Джей Фокса, у последнего можно сказать «решенная» тяжелым недугом, трагически сказавшимся на облике и манере держаться. Однако, в роль юного отца и вдовца Рэдклифф вписался органично и естественно, не знаю, кто и где усмотрел намеки на Гарри Поттера. Конечно, именно его игре посвящены многочисленные комментарии. Меня неприятно удивило, и, кстати сказать, сподвигло на написание рецензии, что почему-то все свою собственную зашоренность и неспособность переключиться на что-нибудь новое сублимируют в словесное «побивание камнями» ни в чем не повинного актера. Не могу себя отнести к его заклятым фанатам, и, вообще, больше люблю книги Роулинг, чем фильмы, причем из фильмов - только первые пять, дальше хуже. Конечно, видела все восемь фильмов и не по одному разу, некоторые с удовольствием еще пересмотрю. Не скажу, что Рэдклифф - выдающийся актер, но чтоб так взять и перечеркнуть... Как же много актеров из-за подобной зацикленности на одном единственном образе погорело. Вспомним Демьяненко, вечного Чапаева – Бабочкина, неповторимого Холмса – Ливанова, но, увы, актера одной роли. Талант не может полностью раскрыться в бесконечном повторении. Актер, блестяще играющий одну-единственную роль – не актер, а ремесленник. В оправдание Рэдклиффу могу сказать, что он еще очень молод и неопытен, у него нет за плечами специализированного образования, но он пробует себя в разных жанрах, играет в театре. Вам было бы приятнее, если бы он кололся, транжирил заработанные деньги и умер в 30, чему есть многочисленные примеры? Ирония в том, что бóльшая часть подвергающих его остракизму, реально просто полные неудачники, по сравнению с объектом насмешек, который, как никак, мировая знаменитость и очень состоятельный человек. Мне лично его игра в фильме скорее понравилась, чем нет. Думаю, что было довольно смело согласиться на роль, в которой ему придется большую часть экранного времени держать кадр самостоятельно. При этом у меня не возникло желания перемотать или выключить.
Из остальных актеров мне известен только Кииран Хайндс, английский «крепко сбитый» классический актер, часто занятый в международных проектах. Возможно, вы вспомните его по Ларе Крофт, Нефти, Призраку оперы или из последних Джону Картеру и фильму Шпион, выйди вон! Обычно специализирующийся на ролях злодеев, в Женщине в черном он предстает в неожиданном амплуа раздавленного горем аристократа, заботливого мужа и скорбящего отца. Кстати, судя по данным imdb, одну из ролей исполнила дочь Геннадия Хазанова – Алиса. Второстепенные персонажи настолько второстепенны, что останавливаться на них нет никакого смысла.
Сильная сторона фильма - хорошо созданная атмосфера таинственности и мистики. На это работают палитра кадра, длительное отсутствие диалогов, декорации и реквизит. Понравилось, что призрак, давший фильму название, практически не появлялся в кадре в качестве отдельного, самостоятельного, четко видимого элемента. Его все время видишь краем глаза, что создает эффект присутствия. Особенно впечатлили антикварные детские игрушки, как написано в дополнительной информации, не созданные специально для фильма, а собранные по специализированным магазинам. Этот небольшой штришок добавляет аутентичности декорациям старого особняка. И еще в сценах с игрушками очень понравилась работа со светом и, непосредственно, оператора. Игрушки выглядят зловеще живыми, что было достигнуто именно за счет освещения и других технических приемов, а не компьютерных спецэффектов, как мне показалось. Последних вообще в фильме мало, что лично я приветствую и ценю применение других методов гораздо больше там, где можно избежать компьютерной графики, которая все же «мертвит» кадр, лишает его естественности и, облегчая создателям фильма многие технологические моменты, дает им возможность «облениться» и не заморачиваться с деталями.
Основная проблема фильма в сюжете, несколько заезженном и недостаточно интригующем. Финал выглядит не неожиданным поворотом событий, а резким обрубанием вяло развивающейся истории. В итоге зритель, внезапно приведенный к столь своеобразному хэппи-энду, долго моргает, как будто из темноты мгновенно вышел на свет, а тут и титры пошли. Может, такова была задумка режиссера, но ничего положительного она в фильм не привносит. Добавьте к этому еще и откровенную нелогичность некоторых моментов. Особенно классическое клише: ну почему на кладбище, да еще и с целью раскопать могилу, нужно переться ночью в кромешной темноте? Я понимаю, это действительно страшно, но уже так замылило глаз, что является лишь доказательством несостоятельности авторов фильма и отсутствия у них фантазии. И, наконец, в фильме напрочь отсутствует какой-либо нравственный, эмоциональный, социальный, да хоть какой-нибудь посыл, анализировать тут нечего, никаких новых выводов вы для себя не сделаете, кроме как о том, что детей надо беречь, и то - с натяжкой.
В общем и целом фильм подходит для того, чтобы скоротать вечер. Моя оценка 6 из 10. Напоследок добавлю, что искренне желаю Рэдклиффу и в реальной жизни стать «мальчиком, который выжил», благополучно вынести бремя сумасшедшей популярности, обретенной в столь юном возрасте.
Полезная рецензия? Да / Нет17 / 2

Вернуться к фильму