После смерти матери Свен, которого все называют не иначе, как «идиот», становится подсобным рабочим на ферме состоятельного господина Хеглунда. Свен не получает зарплаты, спит в сарае вместе с коровами и терпит издевательства хозяина. Однажды Свен убегает от хозяина и остается жить в семье Анны, девушки, которая в числе немногих отнеслась к нему, как к человеку. Но господин Хеглунд, не позволяющий никому себе перечить, не собирается так легко расставаться со своей «собственностью».
Награды и номинации:
Берлинский кинофестиваль, 1982 год Победитель (3): Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль (Стеллан Скарсгард) Специальная рекомендация Международной Католической организации в области кино (конкурсная программа) Награда C.I.D.A.L.C. Номинации (1): Золотой Медведь
Бодил, Дания, 1983 год: Победитель (1): Лучший европейский фильм
МКФ в Чикаго, 1982 год: Номинации (1): Лучший фильм
Золотой Жук, Швеция, 1982 год: Победитель (3): Лучший фильм Лучшая режиссура Лучшая мужская роль (Стеллан Скарсгард)
Да, это именно классическая трагедия, с библейскими аллюзиями. Противостояние добра и зла, как говорил Достоевский, происходит в сердцах человеческих. А слово «идиот», постоянно звучащее в фильме, опять же отсылает к Фёдору Михайловичу. Идиот — это умственно отсталый парень Свен, у которого умерла мать, и теперь он работает на местного магната-промышленника Хеглунда, который обращается с ним как с рабом, поселив в хлеву, со скотиной. Родная сестра, стремящаяся к «красивой жизни», фактически отрекается и откупается от своего брата — «идиота». Постоянные пьяные издевательства приводят к тому, что Свен убегает ночью, и находит приют в крестьянской семье, единственной, где в нём видят человека, и относятся к нему по-человечески. Чистая простынь и ласковые люди, для него равны ангелам, которых он иногда видит. А купленный на заработанные деньги мотоцикл — осязаемое счастье. Но, финансы и влияние, помноженные на душевную низость и подлость, это серьёзная угроза, для дерзнувших заявить о своей человечности и оказавших милосердие тому, кого привыкли считать своей собственностью. Избитый в лесу сын, сгоревший свинарник, кредитные обязательства, строящаяся дорога, которая должна непременно пройти, именно через их участок… все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3.12,13; ) Добро всегда уязвимо, но оно вечно. Ближе к концу, фабула фильма как бы раздваивается. В реальные, трагические, события вплетается аллегория о карающем мече Господнем для неисправимых грешников. Зло не вечно, и не вечно ему торжествовать. ...праведный верою жив будет. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1.17,18; )
В фильме есть всё необходимое, чтобы сказать, что это Кино с большой буквы. Грамотный сценарий, крепкая режиссура, хорошая работа оператора… Ну, а игра молодого Скарсгарда — это что-то запредельное. Он получил за неё Серебряного Медведя, но эта роль заслуживает всех существующих наград. Не так уж много наберётся в истории кинематографа подобных ролей. Если говорить о шведском кино, то данный фильм, лично для меня, стоит несравненно выше бергмановских, психо-анатомических копаний (за редкими исключениями). Любителям серьёзного кино рекомендуется к обязательному просмотру. 10/10