У неприметного кочегара – якута, который живет в Санкт – Петербурге в конце прошлого века, боевое прошлое. Он отставной майор, воевавший в Афганистане, Герой Советского Союза. Теперь же его занятие – работа в кочегарке да печатание на машинке какого – то рассказа. С кочегаром дружат две семилетние девочки, Вера и Лена, охотно забегающие к нему в гости, чтобы послушать его интересные истории. Но иногда бывшего майора посещают очень странные люди: его прежние сослуживцы, ставшие в новой стране бандитами.
Дополнительная информация
Фильм получил две награды на фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Тем не менее, многие кинокритики посчитали, что конкурсное жюри под руководством Андрея Хржановского несправедливо лишило картину главного приза, присвоив его более лёгкой и политкорректной ленте Романа Каримова «Неадекватные люди». По мнению обозревателей, «Кочегар» и последующая пресс-конференция Балабанова стали главным событием этого фестиваля.
«Кочегар» стал триумфатором премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». Картина победила в четырёх номинациях из шести («Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая работа художника» и «Лучшая музыка к фильму»). Ещё в двух номинациях («Лучший сценарий» и «Лучшая главная мужская роль») она уступила «Овсянкам» (сценарист Денис Осокин) и фильму «Как я провёл этим летом» (актёры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин), соответственно. Однако, несмотря на признание критиков, фильм Балабанова не получил ни одной номинации на национальную российскую кинопремию «Золотой орёл». Немного большего успеха картина добилась на кинопремии «Ника». «Кочегар» выдвигался в пяти категориях («Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа», «Лучшая музыка к фильму» и «Лучшая работа художника по костюмам»), но в итоге остался без наград.
Также «Кочегар» выиграл главный приз конкурса игровых картин на XVI Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», проходившем с 10 по 15 декабря 2010 года в Москве, и «Золотую лилию» 11-го Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене.
Фильм остался незамеченным отборщиками крупнейших мировых кинофестивалей. По мнению Плахова, тот факт, что ни одна картина Балабанова так и не попала в конкурсную программу Канна, Венеции и Берлина, является позором для этих киносмотров. Критик уверен, что масштаб работ режиссёра вполне сопоставим с конкурсными фильмами крупнейших фестивалей последних лет. Однако Балабанову мешают его природный консерватизм и неполиткорректность в киновысказываниях. Солидарен с Плаховым и Гладильщиков, который отмечает, что настроенный на политически и социально острые темы Берлинский кинофестиваль, на самом деле, боится резких высказываний и крайностей. Именно поэтому Балабанову приходится довольствоваться Роттердамом, который «приветствует нестандартное кино». В свою очередь Виктор Матизен считает, что тематика бандитских девяностых просто неинтересна за пределами России, к тому же, показывая обыденность насилия, Балабанов не пытается найти её истоки. По его мнению, этим «Кочегар» невыгодно отличается от более интернационального фильма «Счастье моё», который тоже рассказывает о вирусе насилия в России.
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Не зря говорят, что "Краткость - сестра таланта." "Простынные" комментарии, какими бы они не были, при одном виде нагоняют скуку и желание пройти мимо. Чот есть, то есть.
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Путь разума увлек меня в беду
Теперь путем безумия пойду...
26 Март 2023 22:10
+0
-4
Прям оооочень мутное кино, из часа двадцати наверное не менее получаса персонажи молча идут-едут из одной локации в другую (и это не придирка), минут десять с перерывами кочегар кидает уголь в топку, столько же тыкает пальцем в пишущую машинку ну и оставшиеся полчаса идёт собственно сюжет который не особо-то и интересен. Ещё вымораживала постоянно бренчащая дурацкая музыка которая порой забивала реплики персонажей, ну и с реалистичностью визуального ряда тоже большие проблемы, не буду уж их перечислять. Категорически не рекомендую
Может и некоторые факты имели быть место, но снято через чур мрачно и просто, поэтому смотреть было не особо интересно, тем более, было примерно понятно чем всё это должно закончится. Ни чего не имею против творчества Балабанова, нашёл свою тему и зрителя, но его фильмы видимо не моё.
В общем-то фильм не для всех, да это я и по комментам увидел! По сему - хватит "балабанить" Балабанова, поднаберитесь жизненного опыта, проживите жизнь, а потом посмотрите...!!! Ваше мнение изменится, только если Вы не окончательные дебилы!!!
Как звучит "13-ый фильм Алексея Балабанова", и предпоследний. Все как и обычно в его духе. Сырой, мрачный и пасмурный Питер, постоянная музыкальная поддержка. А также жуткая и реалистичная картинка. Что касается актерской игры, то здесь она отсутствует, и это жирный минус. По остальным критериям одни плюсы! Саундтреки - это отдельная тема: Балабанов использует музыку не для простого дополнения изображения; он сталкивает жёсткий визуальный ряд и лёгкую музыкальную тему, добиваясь этим контрастом необычного эффекта! Агата Кристи - "Истерика", играла прямо в тему, в самую точку, в самый нужный момент!
Бредятина, как все фильмы Балабанова..Сплошь одни ляпы и нестыковки, примитивный и неправдоподобный сюжет, плохая игра актеров..напоминает по замыслу фильм "Жмурки"...в общем..Бредятина.
Все мы как этот кочегар .... живем - небо коптим ... Атмосфера бодренького такого уныния или, напротив, унылой бодрости, обусловленная нашим жгучим желанием видеть перспективы там, где их нет. У маленького человека нет ничего, кроме этой атмосферы и каких то его номинальных и бесполезных для него самого заслуг ... У него есть прошлое, но нет будущего ... Он никто, просто общественная функция, обязанная довольствоваться самыми примитивными объяснениями. Однако все имеет свой предел и свою меру ... рыжая с....а настоящая завистливая стерва жирная и маленькая не чего не добившаяся в жизни. я уже хотел её сам придушить,разочаровался что он это не сделал
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Фильм нудный и скучный...сюжет ни о чем...концовка вообще убила...что за бред...пожалел о потраченном времени...показывают героя войны, который собирает по копейки...судя по медалям он еще и участник Великой отечественной....Герои Войны при СССР были на гос.обеспечении и получали большие соц.выплаты и доплаты к пенсии...а в купе с тем, что он еще и участник ВОВ, то на безбедную старость...ему точно должно было хватать!!!
Фильм о страшном состоянии постсоветского общества, в считанные годы отброшенного, в социально-этическом отношении, в первобытно-общинный строй. Все социальные связи и институты разрушены; этика христианства вытравлена за годы советской власти, а этика человека-строителя "светлого будущего" обрушилась вместе с союзом. В этой ситуации, единственной формой социальной жизни, удерживающей человека от зверства, является его община (племя, клан), в основе которой лежит семья. Нарушение законов семьи превращает человека в зверя. А главный герой фильма-- человек-охотник, стоящий на этом последнем "рубеже", отделяющем мир людей от мира животных. Смотрите обязательно.
Наложил на фильм фоновую музыку И.Кучин "Нищенка", в паузах между сценами чуть-чуть прибавлял громкость. После просмотра какой-то тяжёлый осадок, безысходности и обречённости!!! Жить; умно, грамотно, по справедливости - это не для России.... P.S. кто сомневается, смотрите видео на сайте А.Караулова., "Момент истинны". От меня 5+.
Хороший фильм. 1. Дидюли (музыки) переборщили 2.Слишком долгие сцены походов по городу.Видать что бы композиции Дидюли поиграли. Для тех кто собирается посмотреть - Это не комедия и не боевик ...
Мне фильм понравился. Но есть несколько моментов, которые сильно раздражали. 1. Чересчур много Дидюли. И часто не к месту. Например, во время диалогов музыкальное сопровождение показалось слишком навязчивым и неуместным. 2. Сиськи. Много сисек. Много сисек, которые не несут смысловой нагрузки в фильме, претендующем на интеллектуальность. 3. До конца фильма не покидало ощущение, что Балабанов пытается где есть возможность сказать какие русские плохие, чтобы на каком-нибудь международном фестивале похвалили, дали заветную статуэтку и по-дружески похлопали по плечу. Особой смысловой нагрузки этот посыл также не несет. А, в целом, материал хорош настолько, что Балабанову до конца испортить его не удалось и фильм смотрится с интересом.
Отличное кино. Мне понравился фильм. Снят, действительно, в манере Балабанова. Немного не доигрывают актёры, но это не критично. Хорошо, что раньше его не смотрел, зато сейчас получил удовольствие. Думаю, Балабанов один из немногих режиссёров-современников, за чьи фильмы не стыдно. Жаль, что ушёл так рано.
Да Балобанов как будто специально сгребает в кучу всё которое можно собрать . Фильм полный отстой , сплошное хождение по часу и музыка которые занимают основное время фильма , можно было всю эту бредятину уложить в 20 минут , ну как и груз 200 такая же чушь соответственно . Оценка 1
Это не "драма-криминал", это - "трэш-муви"! Можно было снять нормально, но, видно, авторам сего творения нужен был не острый сюжет криминальный, а, просто, поиздеваться над нервами зрителя. Даже пост-перестроичная чернухофабрика не способна была на подобное. А поддержка министерства культуры, надо понимать, в том, что умоляли создателей пихать поменьше секса и откровенного насилия в фильм? Наверно, было бы ещё больше. А ещё, может быть вырезали сцены, где показывают , например, крупным планом, как главные герои срать ходят и, прямо, дрисня по всему объективу!
Фильм о деградации морали, девальвации человеческих чувств. Снят в фирменной "балабановской" медитативно-вуайеристской манере. Очень понравился! Поклонникам творчества этого режиссёра настоятельно рекомендую.
Чё долго балабонить-то? И я того же мнения!
Поддерживаю Вас . Сильное кино, и саунд подходящий.
Не могу поверить, что этот фильм снял один и тот же режиссер с фильмом БРАТ и т.д. и все другие его отличные фильмы. Мы с женой думали, что это чья-то дипломная работа на троечку. Но все же досмотрели до конца. Правда от смеха катались по полу, когда в очередной раз герои передвигались по городу пешком или на трамвайчике или поднимались по лестнице в подъезде, каждый раз нам эти действия показывали в подробностях и так подолгу. Если вырезать все эти эпизоды, фильм станет точно тридцатиминуткой. Может быть мы его не поняли ??!! Не жалею, что посмотрели – поржали вечером после работы. А ведь там еще и жаркие моменты есть ..
Нормальный фильм про 90-е... Про время, в котором беззаконие позволяло увидеть истинную суть человека. Сюжет простой и не замысловатый, в постановке кое-где заметна нелепость. Голоса актёров плохо слышно, недоработка авторов. Однообразный саундтрек надоедает, хотя может он просто на любителя. Ближе к концу в музыкальное сопровождение добавляются другие композиции. Конечно не шедевр, но в фильме хорошая и актуальная мораль, верная во все времена... 4/5
Фильм очень понравился. По смыслу он перекликается с другим российским фильмом. Это "Решала", 12 года производства. Настоятельно рекомендую к просмотру оба этих фильма. Кстати музыка, звучавшая на всём протяжении фильма, никак не напрягала. По мне она весьма идёт к фильму.
1 Когда Бизон стрелял из окна по машине. Не понимаю почему его не заметила охрана. Ведь снайпер был почти на виду. 2. Когда герой Кочегар пошёл мстить за дочь он с собой ничего не взял. А если бы ему не попалась лыжная палка, то чем бы он тогда стал убивать?
Хоть мне и нравится Балабанов как режиссёр, мне трудно понять его идею... Фильм больше понравился, чем нет. Но без идеи фильм становится похожим на клип. Вроде в конце что-то проявилось... Но столько непривязанных к ней в фильме сцен, что основной мотив теряется в этом водовороте. И я даже не уверен- то ли я увидел?.. Взять к примеру "Остров" Павла Лунгина. Там основная идея очищения (можно сказать) души, просматривается почти во всех эпизодах; с этой идеей всё там связано, и конец является апогеем- как глоток воды после жажды. А здесь смело можно пол фильма вырезать без потери смысла. Поэтому без оценки, может я ещё чего не понял.
Сколько раз зарекался не наступать на старые грабли, опять наступил - посмотрел эту тупость российскую! Я патриот, вообще то, за русских горло порву, но кино - ниже плинтуса...
Вот умеют же снимать... И вроде ничего сверхестественного и сюжета кот наплакал , но смотришь до конца и перематывать желания нету. Я посмотрел за 1 присест , но без всяких ликований и выветрился из головы он за те же полтора часа.
Потрясающий фильм, в первую очередь своей неповторимой Балабановской атмосферой и также во многом игре актёров и песне покойного "Чёрного лукича" (Кузьмина) - Смешное сердце -. Фильм однозначно не для всех, особенно не для любителей ширпотребных боевичков и блокбастеров. Ещё раз убеждаюсь что с уходом Балабанова российский кинематограф потерял одного из талантливейших русских режиссёров. 5 из 5
Вот такой кровавый клип получился на музыку Дидюли ну, а если серьезно то понравился ни разу рука не потянулась к перемотке, все характеры персонажей прописаны очень четко повествование не торопливо но логично и концовка в принципе ожидаема, только я думала что кочегар применит навыки минера
даааа......фильм по русски ...простенький правда фильм...немного затянут...но посмотрел с интересом......даааа блин..вот так из за какой то фигни все передохли...единственное что бесило - это все время повторяющаяся музыка..как будто создатели фильма вообще не знали про другие песни ......короче на самая лучшая работа Балабанова, видел и круче. но все таки посмотреть стоит
Даааа... Такая Бездарщина полная! Снято в стиле "Брат", сюжет из "Ворошиловский стрелок", но с обоими фильмами рядом не поставишь! Сцены затянуты, игра актёров никакая, музыка Дедюли уже на середине фильма бесить начала (хотя я раньше его с удовольствием слушал)... Повёлся на рейтинг! Но Якут классный... Вобщем в ТОПКУ без следа!!!
Нравятся фильмы Балабанова, но этот, чесно говоря не дотянул.... Если убрать все сцены, где кто-то из персонажей ПРОСТО ИДЕТ, то фильма останется минут 20! И я говорю серьезно...
Да, Господа. Жутковатый фильм. Точно безысходность. Неоднозначное кино. Не уверен, что поймёт что-то молодёжь. Фильм стОит посмотреть. Очень хороший фильм.
А мне фильм понравился, начал смотреть, но в в процессе просмотра, понимая, что все-же это не шедевр, выключить не смог, что то увлекало меня дальше, может своей необычностью, оригинальностью и драматизмом...Все-таки Балабанов был неординарной личностью и большим оригиналом...
А дальше незаконченная история в конце фильма происходила вот так : Хайлах ее бил, а она говорила, бей но не сильно. Потом они полюбили друг друга и переехали в США или Канаду. А бывший муж, пролежал в погребе, потом взростил дочь, которая потом выгнала его на улицу и он контуженный от побоев новоиспеченного русского мужа пошел в качегары, отапливать деревню. А потом вся в мехах девушка ходила к отцу в качегарку клянчить последнии 10 рублей и строила из себя супербизнесвуман.
А дальше незаконченная история в конце фильма происходила вот так : Хайлах ее бил, а она говорила, бей но не сильно. Потом они полюбили друг друга и переехали в США или Канаду. А бывший муж, пролежал в погребе, потом взростил дочь, которая потом выгнала его на улицу и он контуженный от побоев новоиспеченного русского мужа пошел в качегары, отапливать деревню. А потом вся в мехах девушка ходила к отцу в качегарку клянчить последнии 10 рублей и строила из себя супербизнесвуман. Это вся правда о якутах. Знаю не по наслышке, сам - якут. Жаль, очень жаль.
На мой взгляд фильм 100% в стиле Балабанова. Гнетущая архитектура Кронштадта и дикая жесть 90-х на фоне легкой гитарной музыки (узнается "Груз200" с прекрасым саундтреком Юрия Лозы). Буйство контраста. Фильм определенно вызывает много эмоций, Просто манера Балабанова показывать ужастные вещи, на фоне которых будут сиять вечные ценности, кажется мне очень суровой, и как-то это очень по русски в черноте и грязи находить героев.
Фильм «Кочегар» показался мне не столько криминальной драмой, сколько «эпосом», в котором тема «малых народов» совершенно не главная, потому что как сказал главный герой - якут (майор, герой Советского Союза, кочегар) Иван Скрябин: «Сегодня я двух человек убил. Раньше думал, что они - хорошие люди. На войне есть враги и свои, а тут все свои». Тогда какая тема является «главной»? Если мы поставим при просмотре акцент на национальности героев, то получится, что страшнее русского человека - зверя нет. Вот Алексея Балабанова и записывают в русофобы. Если поставим акцент на образе художника, доверяющего миру, то получим пресную жвачку на тему, что художник по определению выброшен из социума. Кочегар Иван Скрябин живёт «как Цой», и что дальше? Всякий художник - «контуженный копытом Пегаса», или «не от мира сего». И только дети могут его слушать, потому что больше никто детьми-то и не занимается, с ними не говорит. Тогда выходит, что Алексей Балабанов развивает христианские темы... Если поставим акцент на определении «хорошие-плохие», то разделить людей по категориям всё равно не получится. И фильм опять же убегает однозначной оценки. По сюжету. Живёт контуженный майор в кочегарке, квартиру оставил дочери, чтобы не стеснять. Жена его бросила, уехала в Детройт, а сама давит на дочь оттуда, чтобы та за отцом следила. Приходят к Кочегару только две маленькие девочки Лена и Вера (дочь Лётчика) и сослуживец-снайпер. Собственная дочь у отца только деньги берёт, когда «проведывает», хотя у самой «серьёзный бизнес». Кочегар всё это понимает и смиренно принимает. И то, как его «друг по войне" (Снайпер) в топке его кочегарки трупы «плохих людей" жгёт, и подпольное казино с «плохими людьми" рядом с кочегаркой, и вечную грязь и адскую жару... Потому что дочь - ангел, скоро замуж выйдет за молчаливого русского парня. Наверняка хорошего. А когда «друг" и русский жених дочери приносят мёртвую женщину в туфле дочери, пряча её лицо, и сжигают в топке у Кочегара на глазах, назвав «проституткой" и «воровкой", то что-то в Кочегаре меняется. Появляется подозрение и обида. Вот и становится Кочегар убийцей. Так он и раньше убивал. На войне. И боевой опыт ощутим в сценах казни. Впрочем нет, сейчас Кочегар не убивает, и не мстит, а приносит массовую жертву. Так и слышатся внутренние монологи идущего по улице персонажа: Живём в ледяном мире, поклоняемся огню, приносим ему наших мёртвых, чтобы наши живые были в безопасности. Но если боги допустили несправедливость, раз позволили «обижать якутОв", значит боги хотят, чтобы несправедливость исправили мы сами. Как бы жестоко не наставляли боги нас. Ничего христианского в этом фильме у Алексея Балабанова нет. Глаз за глаз. По самому древнему закону. Как в сагах и эпосах. Что такое «эпос»? Это набор норм поведения, фиксаций достойных и недостойных поступков, создание канона решений в самых разных жизненных ситуациях. Почему-то вспоминается эпизод из скандинавских историй, где воин-разбойник (грань тонка) пришёл свататься к жене убитого им человека. И принёс ей кошель с серебром. Вдова этим кошелём ему выбила половину зубов и сломала скулу. Естественно воин женщину убил, но имя его для сказителя было проклято, а убиенную, но не смирившуюся, сказитель поминает с восхищением её силой духа. Я сейчас имён не вспомню, но найти можно. Эпос показывает сильные поступки сильных людей. С размахом и пейзажем до горизонта. И бандитские 90-е именно такое мифическое время, на базе которого можно изобразить такую «героику», где безоружный человек входит в дом и убивает обыденным предметом вооружённых людей. «О! как стали модны эти широкие наконечники копий…» (это из совсем другой скандинавской истории). Надо сказать о женщинах в эпосе. Женщина в эпосе всегда либо страдает, либо сама виновата, но чаще всего всё вместе. Счастье для женщине в эпосе не предусмотрено. Для счастья пишутся сказки. Взрослых героинь две. В чём-то две маленькие девочки, приходящие к Кочегару, временнОе отражение выросших подруг. Дочь Кочегара, благодаря фронтовой дружбе Кочегара со Снайпером (раньше сержантом, теперь наёмный убийцей) «вошла в игру» с бандитами, организовала совместный бизнес по поставке якутских мехов. Дочь Снайпера – вульгарная товарка Дочери Кочегара, которая стоит с ней за одним прилавком в магазине, выясняет, что делит с ней одного «любимого мужчину», самца, который готов е*ть всё, что поймает. Но Дочь Снайпера мифологически разделяет миры мужчин и женщин, она живёт в мире женщин и потому виноват не «тормозной» Бизон, а «разлучница»-подруга, которая должна уехать. Как она уедет – не важно, папа всё сделает, а я ни при делах буду, моя душа чиста. Типа, я не заказывала подругу и дочь друга отца своему отцу, а просто пожелала, чтобы эта стерва исчезла... И Дочь Кочегара убита «любимым мужчиной», которому по навету дочери её заказал Снайпер. И никаких страданий у «любимого мужчины» нет, и не потому что он – русский, а потому что он «плохой человек», исполнитель. Босс заказал, значит надо заказ сделать. а сердце заморожено. В ледяном мире живём. Потому так хорош в фильме момент, когда Кочегар оставляет Дочери Снайпера жизнь, не винит её. Но теперь Дочь Снайпера видит реальную Смерть, пришедшую к ней домой из мира абстрактных занятий её отца в эту устаканенную и распланированную на годы счастливой жизни данность. Алексей Балабан подарил фильму два финала. Первый - самурайско-журналистский: Дочь Лётчика Вера - приходящая с подругой в гости к дяде Кочегару посмотреть на огонь и послушать истории о плохих людях - фотографирует (не понимая ужаса происходящего), вскрывшего вены Кочегара, сидящего перед телеэкраном топки. Она же уносит с собой наследие Кочегара, его бумаги. Сам режиссёр как раз себя ассоциирует не с Кочегаром, а с Лётчиком, которому дочь приносит эти два свидетельства кочегаровой жизни - предсмертный поляроидный квадратик и неоконченную машинопись. И второй финал - литературный - читается голосом маленькой Веры. Авторский эпос, корявое переложение рассказа Вацлава Серошевского «Хайлах». Кочегар прочитал рассказ незадолго до контузии и теперь считает, что пишет собственный сюжет. И вот в этом повторном сюжете мне как зрителю очень хочется найти особенный сакральный смысл. А смысла нет. Есть способ преодоления контузии, есть уход от гражданской войны, происходящей вокруг Кочегара, есть самоидентификация, связь с корнями, которые могут дать опору. А специального смысла нет. Но есть аккумуляция духовной силы, понадобившейся на то самое ритуально жертвоприношение Деве-Обиде, что «хорошие люди», оказались плохими, и дочку к «плохим» причислили. И рассказ дописан на словах, когда Вера спрашивает Кочегара о плохих людях: литературный якут создал мину, на которой подорвался хайлах Костя, ему оторвало ноги. Никаких выводов, кроме внутренней собранности и трезвости по отношению к просто жизни, фильм не несёт. Какая тут может быть мораль? Что зло всегда наказуемо? Так почему же наказующий так несчастен? Общество больно? Так оно всегда больно. Вот и в Царской России, судя по рассказу, всё было плохо. Никогда не будет ни Платоновского «Государства» (в котором, кстати, поэты и писатели не нужны), ни Муровской «Утопии». Насилие порождает насилие? Надо не противляться? Но ведь есть вещи, которые невозможно прощать. Необходимо как-то реагировать. И ведь всё равно найдётся кто-нибудь, для которого этот фильм будет всего лишь байкой о том, как один чурка двух конкретных пацанов лыжной палкой пришил. И зрителя накрывает десантный парашют отчаяния и пустоты. Но моя память держит совершенно волшебно переданные длинные прогулки персонажей. И в этих прогулках, в движениях, в походке - характеры, самое подробное описание внутренних миров героев. Вроде бы ничего не происходит, но ты про каждого всё понимаешь. Такой молчаливый дзен. И в кои-веки тебя перестаёт раздражать (сколько можно обращаться) тема «маленького человека», который оказывается действительно огромным. И нарочито механистические сексуальные сцены фильма - такие же «прогулки», показывающие разные женские типы («сиповку» и «королька» по Бродскому), разные отношения «подруг» с «хайлахом». Мне очень хотелось сказать, что музыка в фильмах Алексея Балабанова - полноценный персонаж. Но нет. Музыка в фильмах Балабанова просто верна: и Дидюля, и «Агата Кристи», и «Чёрный Лукич». А бандеровское смешивание образов музыканта и убийцы (винтовка в кофре от виолончели) в прогулке Снайпера – это вечный наш лётчик Пушкин с его «Маленькими трагедиями» и темой совместимости Гения и Злодейства. Или темой войны после войны. Совместимости воина и разбойника. И это вопрос именно эпоса: Где лежит граница удали и бесчестия? У Джорджа Р.Р. Мартина много на эту тему написано, 5 томов вышли, 2 ожидаются. И в мировой литературе много, даже больше, чем о маленьком человеке в русской. А будут возвращаться к этому вопросу сказители снова и снова. Потому что с мифических времён очень мало что меняется. Но меняется. Ведь сечёт в рассказе якут плёткой изнасилованную хайлахом жену от обиды, потому что с самим хайлахом ничего сделать не может. А вот напечатавший рассказ кочегар Иван Скрябин смог.