- Еще недостаточно голосов для оценки Можете оставить свой голос отметив одну из звездочек. Рекомендаций 3 Всего рекомендаций 3 | Кто никогда не жил
(2006)
|
Название фильма
Название антологии
30 Май 2014 13:31 Прямая ссылка
Главный герой, молодой ксёндз Ян (Михал Жебровский), занимается на приходе с молодыми ребятами-наркоманами. Типичная внутрицерковная ситуация, пастыря, пользующегося авторитетом и доверием у прихожан священноначалие решает перевести на другой приход. В фильме — отправить на учёбу в Рим. Вполне естественный ропот и возмущение и в его душе, и в среде ребят, для которых он является последней опорой. Легко с горяча махнув рукой, сказать что нет правды и в Церкви, один произвол. Это будет часть правды, но далеко не вся. Кто-то из святых сказал: Стремись за мышиной вознёй человеческих взаимоотношений, увидеть десницу Господню. Христианин стремится служить Богу, но Бог Сам указывает ему путь, и путь этот не будет лёгким. Любое дело, как золото в огне, должно очистится в горниле искушений, что бы в нём сгорели человеческие страсти.
Не собираясь «сдаваться» и оставлять приход, Ян узнаёт что он болен СПИДом. Мать воспринимает известие о болезни сына как позор для семьи, фактически по-фарисейски отворачиваясь от него. Режиссёр хорошо показал, как меняется мир вокруг, вернее он меняется в глазах главного героя. Теперь ему представляется, что люди смотрят на него со смесью сожаления и брезгливости. Ян, с благословения священноначалия, едет в монастырь. Разумный поступок, углубиться в себя, сосредоточиться на молитве, укрепиться духовно. Вместо этого, он развивает бурную деятельность на огороде, почти не посещает службы, пытаясь тем самым что-то доказать себе и другим. Духовник говорит ему о гордыне, о том что высота духовного подвига измеряется глубиной смирения. И он и друзья напоминают ему, что пастырь должен быть со своей паствой, которая в нём нуждается, а не растить петрушку. Не спроста, на трапезе, для чтения, ему попадается отрывок из книги Иова: Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? (Иов.4.3-7; ) Покидает монастырь Ян отнюдь не укрепившись духовно, скорее бежит гонимый демоном, в состоянии уныния, которое подведёт его к черте отчаяния, и даже попытке суицида.
Если коснуться конкретики, то к фильму есть ряд замечаний. Сцена в костёле у гроба девушки Марыси, при том что поставлена она очень эмоционально и ярко, при том что проповедь произнесена смело, при всём при этом остаётся вопрос по существу: из самой проповеди следует, что передозировка была добровольной, то есть суицид, что исключает возможность отпевания, тогда что это было? Не понятно зачем, автор оставляет зрителя в недоумении касательно способа инфицирования. Ян твёрдо говорит, что не имел сексуальных связей, не принимал наркотики. Ранее он нёс церковное послушание в Африке, где легко мог заразиться, но на вопрос не могло ли это случиться там, тоже твёрдо отвечает — нет. Таким образом зрителю остаётся решать этот вопрос самому. В конце, на мой взгляд, нет процесса покаянного перерождения, обновления, путь восхождения от уныния к духовному ликованию потерялся в монтажной, а скорее всего отображает реалии западной религиозности. Ну и концовка получилась слишком сладкой, в духе политкорректности. И тем не менее, в целом, фильм весьма хорош. Такое кино сейчас в дефиците, рекомендую.
9 из 10