- Еще недостаточно голосов для оценки
- Еще недостаточно голосов фильма
Можете оставить свой голос отметив одну из звездочек.
Рекомендаций 1
| Тихие страницы. А.Сокуров. Ранние работы
(1994)
(Whispering Pages. A.Sokurov. Early Masterworks)
Дата выхода в России (или в Мире): 12.02.1994 Жанр: Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм rude Продолжительность: 01:09:03 Режиссер: Александр Сокуров В ролях: Александр Чередник, Сергей Барковский, Елизавета Королева, Ольга Онищенко, Валерий Козинец, Александр Шурыгин, Сергей Торопов Экзистенциальная драма по мотивам русской прозы XIX века, в частности, «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Режиссер переводит в зрительный ряд атмосферу романа, не касаясь его интриги. Герой в сомнамбулическом состоянии бродит по безмолвному Петербургу... Дополнительная информация Кинематограф Александра Сокурова снова по–своему «перелистывает»
страницы знаменитой прозы. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание» стал идейным стержнем, историческим ориентиром, но отнюдь не
опорой сюжета фильма. Эпоха, события, классические персонажи, чьи имена
давно стали нарицательными, а в фильме просто опущены, явлены как бы в
обратной перспективе, совмещающей даль с близью, конец с началом,
прошлое с настоящим.
Исторические реалии: приметы быта, костюмы, среда обитания — столько же
конкретны, сколько и условны. «Физиологический очерк» Города —
литературный жанр эпохи Достоевского — в картине возведен в гротесковый
символ и обнажен в трагической сути. Давняя публицистическая метафора
обернулась жуткой реальностью настоящего. Жизнь сведена к физическим
отправлениям. Город, который когда–то был «духовен всей тьмой
перебывавших душ», превратился в чрево агонизирующего зверя — таким
показал нам его сегодня Сокуров.
Все побуждения здесь животные, но природному, живому — места нет. Потому
что природа и есть живой дух, а дух покидает мертвую плоть. В картине
нет города: есть его скелет и влага, не люди, а человеческая требуха —
не жизнь, а физиология.
И движется вдоль серых стен, под сводами безнебесных улиц молодой
человек, одинокий среди возни человеческих тел. Он что–то ищет — душу ли
свою потерянную, души ли им загубленные.
Его пинают, валят наземь, от земли отрывают, за волосы дерут, бумаги
казенные писать понуждают — втравливают в людское кишение, а он всего
бежит. Бежит и самой Души, которая в образе «белой девочки» вдруг
предстанет перед ним. Эту детскую Душу он будет искушать неразрешимыми
вопросами, а она позовет его к раскаянию. Но вместо раскаяния в нем ужас
и тоска острога. Звериные ужас итоска. У городской химеры — изваяния
найдет он последний приют, к ее мертвой утробе припадет, ей отдаст свою
сыновнюю ласку.
Острый, тревожный — безнадежный ракурс взгляда на деформирующуюся
действительность принeс в искусство XX век. Один из провидцев этого века
— Чехов — дал формулу новейшего оскудения жизни, которая могла бы стать
эпиграфом к фильму. «Город мeртвый, люди в нeм мeртвые». Не случайно
Чехов был героем предыдущего фильма Сокурова.
Культурные традиции двух веков слились в произведении современного
автора — художника Российского кинематографа. Это традиции Пушкина,
Гоголя, Достоевского и Эйзенштейна. Но художнику тесны как временные,
так и национальные рамки. В партитуре фильма явственны реминисценции
мирового искусства. Замкнутые пространственные деформации напоминают о
немецких киноэкспрессионистах; крупные кадры щемящих портретов
женщины–ребeнка — о гриффитовских героинях–жертвах. В финале за кадром
трагический женский голос, поющий по–немецки малеровские «Песни умерших
детей», звучит как реквием по гибнущей жизни, по «сломанным побегам»
всех эпох и народов. |