Все, кому доводилось знакомиться с потрясающей прозой Джойса, согласятся, что она – непростое, но в то же время уникальное явление в литературе. Модернист и один из главных представителей метода «потока сознания», Джойс и в настоящее время остается одним из наиболее читаемых англоязычных прозаиков в мире. Его роман «Улисс», как отмечал в свое время великий режиссер Сергей Эйзенштейн, - «Улисс», конечно, наиболее интересное для кинематографии явление на Западе». Он приезжал к Джеймсу Джойсу в Дублин и нашел в романе ирландца подтверждение собственной теории монтажа. Джеймс Джойс очень интересовался кино. В 1909 году он приезжал в Ирландию, чтобы содействовать открытию первого кинотеатра в Дублине – Volta Cinema.
«Улисс» называют уникальным текстом, «романом №1» XX века. Это – один день из жизни дублинского обывателя, но в него вмещен весь космос литературы – все стили и техники письма, виртуозный язык, интертекстуальность, ирония и скандал, издевательство и игра – и встающий из всего этого новый взгляд на искусство, человека и мир.
Роман «Улисс», прославивший ирландского Джеймса Джойса, был экранизирован трижды. Первая киноверсия, увидевшая мир в 1967 году, была запрещена к показу в Ирландии. Запрет был снят лишь спустя 33 года. Режиссером одноименного фильма стал американец Джозеф Стрик, который впоследствии утверждал, что в фильме нет «ни одного слова, взятого не из книги». Почему же его запретили? Тогда было объявлено, что правительство страны дискредитирует себя, если фильм по книге Джеймса Джойса будет допущен к демонстрации. Табу было отменено лишь в 2001-м. Черно-белая лента Джозефа Стрика считается наиболее близкой к оригиналу экранизацией.
Получившей же наибольшее зрительское признание экранизацией «Улисса» стал фильм Нора, снятый в 2000 году в Ирландии и Италии. События ленты охватывают восемь лет, начиная с 1904 года, когда Джеймс Джойс знакомится с Норой Барнакль - горничной отеля, которая станет его возлюбленной, матерью его детей и гражданской женой на 27 лет. Кстати, познакомились они в 1904 году, а женился он на ней лишь в 1931-м. Именно Нора вдохновила писателя на создание образа Молли Блум в знаменитой книге «Улисс».
Третья экранизация джойсовского «Улисса» вышла на экраны в 2003-м году, была снята на родине писателя и называется она Bloom. Главная задача, которую ставил перед собой режиссер Шон Уэлш, - сделать из трудной для чтения книги интересный и доступный фильм, понятный для всех, помочь понять каждому то, что хотел сказать и показать Джойс своим романом. Для этого режиссеру (он же стал и продюсером, и сценаристом ленты) понадобилось 10 лет и 400 прочтений «Улисса». Также в создание ленты было вложено пять миллионов евро, которые Уэлш собирался «отбить» благодаря всемирной известности произведения Джойса и ожидаемому интересу к ленте со стороны читающей и образованной аудитории.
Экранизация близко воспроизводит события, описанные в книге. По словам продюсера, режиссера и сценариста (совместно с Фредом Хейнсом) "Улисса" Джозефа Стрика (Joseph Strick, USA), в фильме нет ни одного слова, взятого не из книги.
Создатели экранизации уместили самый длинный день в истории мировой литературы – 16 июня 1904 года – в 124 минуты. Значительная часть картины относится к сознанию главных героев: Стивена Дедала (Maurice Roeves), Леопольда Блума (Milo O'Shea) и Молли Блум (Barbara Jefford). Знаменитый монолог Молли (18 эпизод романа) занимает около 1/5 времени фильма.
Стрик говорит, что всегда считал Джойса великим кинематографическим писателем. Режиссер полагает, что многие приемы современного кинематографа были придуманы Джойсом в "Улиссе".
Фильм Стирка был запрещен не только в Ирландии, но и в Австралии. В Новой Зеландии "Улисс" был показан один раз, в аудитории, разделенной по половому признаку. Фильм также не был принят на Каннском кинофестивале 1967 года.
После запрета фильма в Ирландии режиссер дважды подавал на апелляцию, но получал отказ. После второй неудачи Стрик сдался и покинул Ирландию, куда не возвращался до 2000 года, когда он приехал в Корк на съемки нового фильма. Стрик нашел, что Ирландия и ее жители очень изменились, и именно это заставило его третий раз обратиться к цензорам по поводу "Улисса".
Sheamus Smith, действующий цензор в Дублине, пропустивший "Улисса" на экран, объяснил, что сейчас фильм представляется совершенно невинным. Картина могла бы выйти на экран и раньше, но никто и не думал напоминать о ней. Смит отметил, что если бы ему пришлось решать судьбу ленты 14 лет назад, когда он только стал цензором, он бы принял то же самое решение, что и сейчас.
Джозеф Стрик, американский кинорежиссер, сценарист, продюсер, в настоящее время проживает во Франции. Стрик также снял фильм по мотивам другой книги Джойса – "Портрет художника в юности" (1977).
Новости о снятии запрета с кинофильма "Улисс" (1967) пришли через несколько дней после сообщения о новой экранизации романа Джойса со Стивеном Ри в роли Блума. Планируется, что бюджет будущего фильма составит £4,5 млн.
Номинации:
- Оскар, 1968 год: Лучший адаптированный сценарий
- Золотой глобус, 1968 год: Лучший иностранный фильм на английском языке — «Великобритания»
- Британская академия, 1968 год: Лучшая британская актриса (Барбара Джеффорд), Лучшая работа оператора (ч/б фильмы), Самый многообещающий новичок (Майло О’Ши)
- Каннский кинофестиваль, 1967 год: Золотая пальмовая ветвь