Совсем недавно, решив оставить комментарий к фильму «Игла», сначала захотелось заглянуть в раздел «Рецензии». Но увидев надпись «Для этого фильма еще нет рецензий» стало немножко обидно. Поэтому возникло желание заполнить этот пробел. О Викторе Цое и даже об этой картине, можно говорить часами, но всё равно не выразишь всех мыслей об этом человеке и его творчестве. Поэтому не знаю, справлюсь ли я с этой задачей, ну хотя бы, постараюсь поделится своими воспоминаниями и впечатлениями…
Начну с самого Цоя.
Творчество Виктора Цоя знакомо мне с 1992 года, в этом году я пошла во второй класс. Первая информация о нем стала известна мне от мамы. Часто видя надписи на стенах «Цой жив», я поинтересовалась у нее, кто это такой… Она ответила, что был такой музыкант, недавно умер. Тогда, всё не унимаясь, я спросила, почему пишут такую странную надпись. По детской наивности я сразу даже не поняла ее смысла, и сказала: «Мама, а кому пытаются доказать, что он жив? Почему это пишут? Он пропал без вести? Не нашли тело и поэтому сомневаются жив или мертв человек?» Но мама объяснила, что люди, которым он нравился, которые любили его песни, не могут смириться с утратой и отказываются верить, что их кумир умер. Подобный разговор не остался без внимания, а надписи на стенах рябили всё чаще. Поэтому окончив второй класс, тем летом, я решила поискать кассету с его песнями и наконец-то лично узнать, кто такой Цой и почему так много шума. О существовании его альбомов не была в курсе, их названий тоже не знала, поэтому послушать изначально удалось только то, что нашлось, а нашла я через знакомых самопальный сборник, но для начала и этого вполне хватало. Музыку и стихи я сразу оценила, строчки моментально запали в душу, а мелодии засели в голове. С того момента и началось моё знакомство с русским роком...
Теперь о фильме.
«Иглу» я смотрела гораздо позже, хотя знала об этом кино давно, из биографической книги посвященной Цою, но по телевизору этот фильм не попадался, по известной многим причине, т.к. в то время это всё активно игнорировалось. Собственно и телевизор я смотрела редко, то школа, то улица, да и показывали по нему одну чепуху, книги были гораздо увлекательнее. Зато помню передачу «До 16 и старше», наверное, единственный проект, который хоть как-то открывал советским подросткам глаза на окружающий мир.
Но потом железный занавес рухнул окончательно, появились первые видики, прокаты видеокассет. А главное, наконец-то появилась широкая продажа аудиокассет. С появлением этого всего, выдалась возможность послушать и посмотреть всё то, что хотелось. И однажды мне наконец-то попался фильм «Игла». Не знаю, как восприняли в первый раз его другие, но мне пришлось смотреть его два раза подряд, с интервалом в неделю. Цоя до этого видела только на фото, видеоконцерты было нигде не достать, поэтому, как и многим его слушателям, приходилось довольствоваться только голосом из магнитофона. А тут такое! Фильм, художественный, да еще и с Цоем! Естественно при первом просмотре, всё внимание было на Цоя, его поведение, речь, замашки. Наконец-то можно было увидеть того, чьи песни затёрты до дыр на магнитофоне. Поэтому в фильм я не вникала. Но потом стало интересно, о чём же все-таки кино? Просмотрев вторично, обрадовалась, что и фильм тоже не плох. Что-то не понравилось, но в целом картина приглянулась. Симпатия смешалась с удивлением. Всё казалось таким необычным, не привычным глазу; люди, реплики, голос из радио, наркотики, манера съемок. Какой-то получился арт-хаус по-советски). Поняла я не всё, но в целом материал привлёк. Понравился положительный главный герой, который был честен и старался помочь, но одновременно был эдаким задирой, одетый в черное, и дерзко показывающий окружающим комбинации из трех пальцев. Понравилась роль Дины, ее потерянность и безысходность в глазах, которые уже кричали, что наркомания это зло, и вообще приятна эта сторона фильма, которая критикует наркотики, стараясь донести до молодежи, что ничего в этом хорошего нет и что дальше будет только хуже. Мамонов, конечно же, тоже не мог остаться без внимания. Диалоги, реплики, неординарные главные герои, драки, интересные виды, особенно пустыня…Всё нравилось, всё казалось каким-то стильным и необычным для тех лет. А разные фразочки типа той, что кому нужны деньги, а кто сидит на трубе, или некоторые слова Мамонова, или «А это кто такой строгий?», «Тебе очччень идет эта шапочка» и многие другие колкости, долго потом проскальзывали в разговорах среди нашей тогдашней компании.
Поэтому не могу согласиться с теми, кто говорит, что фильм так себе, и что смотреть его можно только из-за Цоя. Лично мне видеоматериал понравился, хотя, соглашусь, что если бы не Виктор, сейчас об этом фильме уже вряд ли вспоминали. И даже если бы его оценили в постсоветские времена, то до двухтысячных он всё равно не дотянул. Но учитывая то, что там всё-таки есть Цой, и сюжет тоже не плох, время от времени я пересматриваю «Иглу» с удовольствием. А вот его актерские данные, мне сложнее охарактеризовать. В комментариях часто звучат фразы: «Он никого не играл, он просто был собой» или «Не вижу в нем актера»… По первой фразе, от части соглашусь, но мне попадалось одно его интервью, которое было позже фильма, он говорил, что хотел бы еще сняться в кино, но теперь некогда, много концертов и прочих дел. И еще опровергал свою же фразу о том, что не хочет кривляться, изображать в фильме кого-то, кем он не является. А наоборот теперь, рассуждал о том, что хотел бы представить себя еще в каких-нибудь образах. Сама я лично на съемочной площадке не была, но мне рассказывали о том, что там царит очень своеобразная атмосфера. В углах таятся разные вещи, расставлены декорации, камеры, суетятся люди, и что туда очень манит снова вернутся). Может поэтому ему хотелось поучаствовать в фильме вновь. И мне кажется, что он справился бы со многими ролями. А вот по поводу того, что он плохой актер, я не согласна, в «Игле» он мне именно как актер показался вполне интересным. Спокойный, расслабленный, речь размеренно-вялая, его типаж вполне годится для фильмов, над которыми хочется посидеть подумать, ну, или что-то быстрое с драками в стиле Брюса Ли (как он мечтал). Его мимика, задор и жесты интересны, и когда он заканчивал фразы, хотелось новых реплик, в подобной манере, с его фирменным хитрым прищуром. Двигался он тоже своеобразно и интересно… Ведь это всё тоже надо уметь показать, раскрыться, а не просто проговаривать заученный текст перед камерой (как это делают многие бездарные актёры). Так что, считаю, у Цоя бы получилось актерство, у него всё хорошо получалось – петь, играть, сочинять, стихи и музыку, рисовать отличные картины, делать скульптуры. При этом всём, человек успевал уделить время семье, работе вне творчества, друзьям и еще многим разным делам, не изменяя себе и оставаясь довольно скромным человеком.
Последние пару раз, пересматривала «Иглу» в студенческие годы. И во время просмотра, каждый раз находила что-то новое и интересное. По-разному оценивала видеоматериал, людей, сказанные фразы. Что-то казалось лишним, что-то скучным, что-то гениальным. Но этот фильм уникальный материал, которому нет аналога, который со многими людьми идет по жизни и пересматривается неоднократно. Конечно же, всё это происходит благодаря тому, что там Цой, но гармония Цоя с фильмом, на мой взгляд, получилась удачно.
И что самое интересное, пересмотрев "Иглу" на днях, уже совсем взрослым взором, я прониклась картиной еще глубже. То, что я пыталась сама воспринимать и оценивать, теперь воспринималось и доходило само. Как-то больше понятны стали некоторые слова, взгляды героев и что они пытались донести. И вообще, кино посмотрелось очень легко, даже полюбилось то, что когда-то не нравилось (а может просто тогда еще не тот возраст был, чтоб это понять). Пройдет время и его захочется включить снова, когда опять нападёт, толи ностальгия по тому времени, толи печаль по ушедшим годам, а может в очередной раз вспомнится Цой и обострится желание услышать его голос и песни.
Выключив компьютер после просмотра, и давно занимаясь своими делами, в голове всё пульсировала и крутилась по кругу та песенка из фильма, которая играла в кафе «Non Succederà Più» в исполнении Adriano Celentano & Claudia Mori. Точнее не вся песенка, а ее навязчивый припевчик. Я весь вечер думала о фильме, о Цое, о прошлом, а припев всё крутился и крутился (хотя песня совершенно левая, не его). Но стало интересно, что значит эта фраза. И что удивительно, с итальянского она переводится «не будет больше» или «не повторится больше». Да уж… Действительно… Он уже не повторится, таких как он больше не будет… Это был загадочный и очень гениальный человек, который мог бы сказать в своих песнях еще много чего, но не успел. Мы не увидим его концерты, не услышим ни одного нового текста… Очень жаль. Но всё равно приятно видеть, что его рейтинг высок по сей день, новое поколение, как и мы, принимает его тоже очень хорошо. Цой - действительно легенда и кумир миллионов, не смотря на то, что его давно уже нет.
Но мы всегда будем его помнить…