Берлин вскоре после Второй мировой войны. В рамках процесса денацификации американские оккупационные войска готовят процесс против известного дирижера Вильгельма Фуртвенглера, который был в фаворе у нацистских властей.
Вместе с тем, Фуртвенглер делал все возможное, чтобы помочь еврейским музыкантам, а некоторых спас от концлагеря. Американский майор Стив Арнольд должен проверить дело Фуртвенглера. Он опрашивает подозреваемого и многочисленных свидетелей событий. Мнения сторон расходятся, но каждый по-своему прав.
Присоединяюсь ко всем отзывам и разделяю высказанные до меня мнения, трудно что-то добавить. Если задаться целью, имея достаточно властных полномочий, доказать можно что угодно и добиться обвинения кого угодно, можно даже Бога с дьяволом местами поменять и найти тому веские аргументы. Как верно заметил Виталий, «серость и посредственность» часто пытаются опустить всех и всё «на свой ничтожный уровень». К сожалению, это было, есть и будет. По-настоящему выдающиеся люди как правило проигрывают в таких схватках, потому как просто не умеют противостоять «посредственностям», ни тому учились. Спасибо Роману (Abu Salama) за рекомендацию, мог бы никогда и не увидеть этот фильм. И «Человек переживший нацизм, попадает под пресс демократии» – очень точная характеристика Романа. От меня 9 из 10.
Очень глубокое мощное впечатление. О выборе. Наш каждый день состоит из маленьких выборов. Главный герой сделал выбор служить не режиму, а искусству. Выбор делает не посредственность, а гениальный дирижер, и это его высшая - вне времени и всяких политических строев - позиция. Финальная сцена, обрамленная величайшей музыкой, - гимн творцу, гимн победителю!..
Добавлю, что на сайте есть фильм о судебном процессе американцев, над военными японцами, также сразу после войны. Фильм великолепен, равнодушным не оставит. Также прекрасно показана расправа "носителей демократии" над побеждёнными Послание в завтрашний день
Фильм просто выше всяких похвал. Смысловых пластов в нем, в самом деле, огромное множество. Политический контекст, который раскрыл в рецензии Abu Salams, опущу, поскольку в ней всё и без того сказано блестяще. Для меня фильм, по-преимуществу, оказался формой инквизиционного судилища, где серость и посредственность пытаются, опустив великое на свой ничтожный уровень, судить его своими низменными мерками. Вся аргументация стороны обвинения - это типичная демагогия, которая ничтожна даже с точки зрения формального права. Финал фильма, к счастью, очевиден, но борьба пошлости с великим искусством продолжается по сей день.
Замечательный фильм Шабо, на тему Человек искусства а тоталитарном государстве. Кастинг и игра актров выше всяких оценок. Но, главная ценность в расставленных акцентах. Человек переживший нацизм, попадает под пресс демократии. Американцы, как носители "правильного" образа жизни - во всей красе. Подробнее написал в рецензии, но и там, не сказал и десятой части того, что хотелось бы, об этом фильме. Табаков, Кейтель, Скарсгард (Бляйбтроя, после таких фамилий, даже не упоминаю) в одном фильме, такого вы больше нигде не увидите. Шабо создал, почти камерный, шедевр. 10/10 и самые настоятельные рекомендации.
Шабо продолжает тему “Мефисто”, но теперь, раскрывает её с иной стороны. Человек искусства в тоталитарном государстве. В фильме несколько пластов: искусство и политика, конформизм и жизнь по совести, противостояние культур и предвзятый суд, с позиции собственного превосходства. На примере одного следователя, во всей “красе”, режиссёр изображает невероятную уверенность американцев (слепую, на уровне зомбирования, отрицающую даже намёк на сомнение), что именно они несут всем “правильный” образ жизни и имеют право всех судить. Кейтель сыграл потрясающе. Его персонажа просто хочется утопить в сортире. Герой Табакова одной фразой раскрывает суть происходящего: –“Никогда не говорите о том, в чём вы ничего не понимаете. Он жил в стране, где установилась диктатура. При диктатуре искусство “принадлежит” партии.”" О да, он знал, о чём говорил, он говорил о себе. Его положение в СССР ничем не отличалось. Разница только в том, что Союз выиграл войну, иначе его судили бы также. Но откуда это понять холёному америкашке, который сроду не нюхал тоталитаризма, жизни в непрестанном страхе, когда каждый день куда-то исчезают друзья, родственники, когда ты не можешь не идти на компромиссы, пытаясь таким образом помочь близким. – “Беда в том, что вы-Американцы, хотите чтобы все жили так, как вы.” Советский офицер, не в ушанке, без балалайки, он ещё говорит американскому нелицеприятные вещи, совершенно справедливые, преподаёт ему урок. Вещь просто немыслимая в современном, западном кинематографе. Девушка-стенографистка (дочь героя, пострадавшего от нацистов) говорит майору-американцу, что его методы ничем не отличаются от гестаповских. Помощник-еврей также отвергает его методику (кому, как не еврею, знать что такое “козёл отпущения”). И, тем не менее, он остаётся непоколебимо уверенным в своей правоте, истинный американец. Стеллан Скарсгард тот актёр, который всегда и везде на своём месте. И здесь он прекрасно изобразил всю гамму переживаний человека, пережившего нацизм. Человека, который пытался служить искусству, стремился помочь ближним, и старался при этом сохранить себя. И теперь за это его судят те, кто принёс в его страну демократию. А ведь этот суд длится до сих пор, в разных концах мира. Поэтому считаю фильм очень актуальным, я уже не говорю о блестящем кастинге и исполненных ролях. Но главное достоинство фильма, это правильно расставленные акценты. Настоятельно рекомендую. 10/10