«Я выбрал этот момент — зарождение нацизма в Германии — чтобы рассказать историю, до сих пор сохраняющую свою актуальность: историю насилия, кровопролитий и животного стремления к власти. Я делаю этот фильм для поколений, не знающих, что такое нацизм…» Германия. 1933 год. Становление нацизма в Германии показано на примере династии сталелитейных «королей»: гибели одних ее представителей, бегства других и возвышения третьих.
Интересная сюжетная линия. Моральная деградация отдельно взятой немецкой семьи в сложный период германской государственности. Это однозначно авторское кино. Кино не для всех.
Фильм трудный, эмоционально истощающий. Практически нет ни одного персонажа, которому по-настоящему можно сочувствовать. Но он завораживающе, ужасающе красив. Он прекрасен и ужасен, как надвигающееся торнадо или цунами. Кто-то написал, что не понял фильм.... Один герой в фильме говорит про другого, что он так и не понял по-настоящему национал- социализма... Если коротко - фильм о том, как из всей этой своры грызущихся между собой и преследующих свои цели членов одной семьи, пройдя через разные ситуации, выкристализовывается один самый настоящий нацист - человек, востребованный на тот момент формирующейся фашистской Германией. Холодный, растерявший и растоптавший все эмоциональные связи, свободный от всего, что может помешать осуществлению задач нового государства. Еще можно оценить великолепную игру юного Хельмута Бергера. Для него это первая большая роль после мелких эпизодов - и сразу такая, требующая колоссальных эмоциональных затрат.
Фильм ошеломил... Трагедия семьи. И это лучшие и сильнейшие Германии, а разыграно как по нотам, где они лишь музыкальный инструмент в руках ловкого и проницательного человека. Кого, что последует за чем, у кого какие слабости и болевые точки - он знает все и наперед. И даже знает кто более всех одержим, с жадностью ухватиться за идею и поведет самозабвенно, жестоко и бессердечно. И самое легкое - как покалечить это самое сердце. Если возможно здесь, то уж с народом и подавно.
Я бы не сказал что в фильме раскрыта тема зарождения национал-социализма. Скорее это драма о деградирующей семье богатых промышленников, утративших морально-нравственные ориентиры, готовых на всё ради власти и богатства. Нацизм (в лице Аушенбаха) является "благоприятной" средой, катализатором ускорившим этот процесс. Хорошая игра актёров, но в целом фильм не произвёл впечатления мегашедевра, каковым его именуют. Мне всё-таки больше по вкусу "Кабаре", где зарождение национал-социализма происходит на фоне декаданса берлинской элиты.